Дизайн и современные технологии

Техника — нечто гораздо большее, чем метод, она таит в себе целый мир. Людвиг Мис ван дер Рое

Современное индустриальное изделие не может быть нетехнологичным, иначе оно вступит в противоречие с логикой машинного производства и законами рынка. Даже в декоративно-прикладном искусстве, произведения ко­торого уникальны и выпускаются поштучно, вопросы технологии занимают далеко не последнее место. Созда­ние художественного изделия из стекла становится воз­можными только при знании технологии дутья, всех тонкостей огранки и прессования стекла, а ювелирных украшений — при владении навыками работы с драгоцен­ными камнями и обработки цветных металлов. В усло­виях массового машинного производства роль технологий в производстве и формообразовании изделий многократно возрастает и становится одной из центральных задач в работе дизайнера. Подробнее »

Экология и дизайн

В условиях повсеместного распространения продук­тов органической химии и других искусственных матери­алов, новых, порой недостаточно проверенных временем, актуальным становится вопрос гигиены и безопасности эксплуатации этих материалов человеком. И сегодня одним из главных показателей того или иного материала или изделия является специальный знак соответствия меж­дународным требованиям экологии и гигиены («Grunepunkt»).

Особенно важно соблюдение этого требования при создании и производстве товаров для детей. Так, специ­алисты германского института информации для потребителей «Штифтунг Варентест» провели тестирование но­вых материалов — латекса и силикона, используемых для производства современных сосок, выпускаемых самыми известными производителями этой продукции (фирмы «Chico», «Primo», «Milupa» и др.). По результатам тес­тирования некоторые виды этих изделий были рекомендо­ваны к снятию с производства, как несоответствующие нормам выделения летучих веществ, входящих в состав этих материалов. Известен также факт снятия с произ­водства резиновых игрушек-пищалок, выпускаемых од­ной английской фирмой, при производстве которых были использованы красители, вызывающие у детей аллерги­ческую реакцию. Подробнее »

Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.

Переезд из славного своими культурными традици­ями Ваймара в город молодой авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Вальтер Гропиус получил возможность спроектировать новую резиденцию Баухауза.

Программа строительства комплекса Баухауза вклю­чила возведение главного здания Баухауза и домов с мастерскими преподавателей.

Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г-образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещения­ми. Учебно-административные корпуса соединяются од­ноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным блоком интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усили­вают стеклянные стены. Подробнее »

Баухауз. Исторический экскурс

Баухауз осознал, что мы живем в новую индустриальную эпоху, и проповедовал, что любой дизайн — от пепельницы до плана города — должен отражать этот образ жизни. Ээро Сааринен

Баухауз — крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа дизайна. Баухауз является одним из основоположников современного формообразования в дизайне.

Создан Баухауз в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Саксонии, в результате реорганизации существовавших здесь Академии прикладных искусств и Школы изящных искусств как государственное учебное заведение нового типа. Его основателем и первым директором был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус.

Возникновение и становление Баухауз тесно связаны с общественным переворотом, начавшимся в конце и результате первой мировой войны. Германия испытывала серьезный экономический кризис. Пришедшая в упадок экономика нуждалась в кардинальных преобразованиях. Стремление страны, отставшей от многих других с вы ходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекцио­низма потребовало обязательного проставления на немец­ких товарах знака «Сделано в Германии», уверенное, что он сам по себе отвратит английского покупателя. Подробнее »

«ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН» — Высшие художественно-технические мастерские

После 1917 г. была осуществлена также реорганизация всей системы художественного образования в стране. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа — Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя.

В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые затем в 1920 году были слиты во ВХУТЕМАС — Высшие художественно-технические мастерские. В 1927 году они были реорганизованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году на его основе созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного  института.

Целью ВХУТЕМАСа была «подготовка художников — мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического  образования».

ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов — живописного,  скульптурного.

Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров   («инженеров-художников»)   шел   сложный процесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельности дизайнера, уяснения роли дизайнера в фор­мировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования.

Обучению студентов на всех факультетах предше­ствовала общая художественная подготовка. Преподава­ние в Мастерских велось по концентрам (направлениям): графический, плоскостно-цветовой, объемно-простран­ственный, пространственный. Дисциплины: «Графика», «Цвет», «Объем» и «Пространство» преподавались студен­там всех специализаций. Тем самым закладывался как бы единый фундамент художественных средств формо­образования для «инженеров-художников» всех отраслей промышленности. При этом на пропедевтичес­ких курсах уже закладывалась определенная професси­ональная ориентация и, прежде всего, это выражалось в отношении к материалу. Основным художественным ма­териалом архитектуры считалось пространство. Пионеры советского дизайна в своих поисках средств художе­ственной выразительности обращались прежде всего к конструкции. В материале пропедевтических упражнений они видели не только определенную физическую суб­станцию — глину, гипс, масло, гуашь, акварель и т.д., но и элементы построения формы — объемы, плоскости, линии, которые становились средством построения конструкции. И уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта.

Во ВХУТЕМАСе был введен макетный метод проек­тирования. Его автор Н. Ладовский считал, что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно-простран­ственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме, и лишь затем переносить отработанную в объеме композицию на бумагу. Такой метод помогал расковать фантазию на этапе выработки новых приемов средств выразительности. Подробнее »

Становление российского дизайна. ВХУТЕМАС

Архитектурно-художественное   творчество   в послереволюционной  России

Ветер перемени в России, принесенный Октябрьской революцией, коснулся и искусства. Отрицание канонов прошлого требовало активных поисков новых адекватных замен, отвечающих новым революционным идеалам. По­иски и эксперименты в искусстве привели к развитию авангардных течений: футуризм в поэзии и литературе, кубизм, суприматизм — в живописи, конструктивизм — в архитектуре.

Если в Западной Европе формирование дизайна в начале нашего века стимулировалось, прежде всего, стрем­лением промышленных фирм повысить конкуретоспособность своих изделий на рынке, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн беретсвои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искус­ствоведов). Подробнее »

Страница 1 из 3123
Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика