Чикагская архитектурная школа

На рубеже XIX-XX вв. заметным явлением стала промышленная архитектура США: экзотичные для Евро­пы высотные и конторские дома и отдельные, односемейные коттеджи, оснащенные новейшими средствами жиз­необеспечения. Дизайнерский бум начался в США только в конце 20-х годов и достиг своего первого пика во время проведения Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939-1940). Тем не менее, ранний американский функционализм при­влекает историков дизайна: в нем видят универсальную модель развития «дизайна для всех».

Особый интерес представляет «Чикагская школа архитектуры». В Чикагской школе были разработаны новые принципы постройки многоэтажных конторских зданий с использованием легкого и прочного стального каркаса и больших остекленных плоскостей. Такая архи­тектура создавалась в тесном сотрудничестве с инжене­рами и была в первую очередь индустриальным строи­тельством. Наиболее известным представителем Чикагс­кой школы является архитектор и публицист Луис Салливен (1846-1924). Он один из первых стал проектировать здания с металлическим каркасом в виде облицованных кубов, превратив их полностью в здания машинной эпо­хи. При минимуме декора гармония достигалась, главным образом,  пропорциями основных объемов,  ритмом окон, совершенством отделки деталей. Считая крите­рием истинности творчества соотношения формы и фун­кции, он формулирует закон природы: «Каждая вещь в природе имеет форму, иначе говоря — свою внешнюю особенность, указывающую нам, чем именно она являет­ся, в чем ее отличие от нас и других вещей… Всюду и всегда форма следует за функцией — таков закон. Там, где неизменна функция, неизменна и форма».

Общепризнанный патриарх американской архитек­туры Фрэнк Ллойд Райт, ученик Л.Салливена, именуя конец XIX века веком стали и пара, с помощью которых пишется подлинная летопись новой культуры, призывал изучать работу машины, ее логику, ее формы, ее влияние на людей, не допускать того, чтобы с помощью машины индустриальным путем тиражировалась пошлость и эк­лектика. Отвергая ручное производство как слиш­ком дорогостоящее, Райт утверждал, что дизайнеры дол­жны создавать прототипы изделий массового машинного производства, предварительно изучив технологию совре­менного производства и свойства материалов.

Сам Райт в своей работе много внимания уделял проектиро­ванию элементов предметной среды. Его ранняя мебель для «домов прерий» рубежа XIX-XX вв., отличающаяся изысканными пропорциями и подчеркнутой геометрией без каких-либо декоративных украшений, занимает по­четное место в истории мирового дизайна. Выпущенная спустя сто лет вновь серийно в середине 80-х годов, она оказалась совершенно современной.

Хотя в Великобритании и Германии существовали богатые традиции теории дизайна, промышленный ди­зайн, как самостоятельная профессия, по мнению ряда ученых, впервые появился в Америке, где формирование общества массового потребления началось раньше, чем в Европе. Такие потребительские товары, как автомобили, стиральные машины, холодильники, радиоприемники, бытовые электроприборы в 20-е годы стали доступными большинству американцев, благодаря чему значительно ускорился темп жизни.

В Европе Америка воспринималась кузницей нового стиля  «машинного века».

Рубрика: Архитектура

Другие статьи рубрики "Архитектура"

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика