Немецкие ковры XII века

Обозначение ковра (покрывала, скатерти) в греческом языке — tapes и в латыни — tapetum дало название изделиям художественного текстиля в западноевропейских языках: французское tapisserie, английское tapestry, немецкое Bildteppich. Однако в русском языке такого единства нет. Здесь равноправно существуют два термина: “шпалера” и “гобелен”. Но если в бытовом употреблении эти термины никак не различаются, то искусствоведение их строго различает. Слово шпалера пришло в русский язык из немецкого и итальянского в самом начале XVIII века и, прежде всего, обозначало всевозможные выстроенные ряды (войск, деревьев, кустарников). И лишь позже название шпалера стали применять к рядам тканых ковров на стенах дворцов. Сегодня в искусствоведении термином шпалера обозначают все многообразие тканых безворсовых ковров с рисунком или с орнаментом.

Гобеленами же первоначально называли изделия знаменитой, основанной в XVII веке, мануфактуры Гобеленов в Париже. Продукция этой мануфактуры очень скоро стала столь популярной в Европе, что некоторое время термином гобелен обозначали все изделия, выполненные в технике шпалерного ткачества.

В Западную Европу художественное ткачество пришло с Востока через мавританскую Испанию. Особенно бурно обмен ремеслами между Западом и Востоком происходил в XI-XII веках во время крестовых походов. В Европе родиной шпалеры суждено было стать Германии. Здесь в холодном, а подчас и влажном, климате практически не использовали фресковую живопись. Зато покрывать стены коврами было выгодно. Здесь шпалера, отчасти заимствуя сюжеты и художественные приемы от стенописи, и начала развиваться как “шерстяная фреска”.

Ткачеством в Германии занимались в основном в монастырях и при домах богатых граждан. Ткаными коврами украшали стены домов, монастырей, использовали их в качестве ширм. Этот вид искусства прочно укоренился в северных странах, так как кроме эстетической функции шпалеры носили и утилитарный характер – они защищали дома от холода, согревали стены.

Тканый ковер был очень похож на настенные фрески. Мастера перенесли декоративность мышления и в шпалеры, фигуры людей были бесформенные, схематичные, тональные переходы выполнены полосками, растяжками цвета по тону. Цвета использовались традиционные для средневекового искусствасиний, красный и зеленый. Часто мастера вплетали в сюжет различные надписи, отрывки молитв – это одна из особенностей немецких сюжетных ковров. В технологическом плане немецкие мастера использовали все традиционные приемы ткачества – это просветы «на прямую» и «на косую», сцепление утков (этот прием встречается в немецкой шпалере и редко когда в фламандской и французской), широкий черный контур по рисунку деталей. После того как шпалера выполнена и снята с рамы, мастера сшивали зазоры, образовавшиеся в работе, шелковыми нитками с изнаночной стороны. Сами просветы не превышали 1 см, так как ковер мог развалиться или быть непрочным.

Наиболее ранней из сохранившихся до наших дней считается шпалера, вытканная в XI веке рейнскими мастерами для церкви святого Гереона в Кельне. Вообще первые европейские шпалеры выполнялись по заказу церкви на библейские или исторические темы. Все здесь походило на фреску: условная трактовка фона, монументальность фигур, минимум деталей, небольшой набор красок. Таковы три шпалеры начала XII века из несохранившейся серии — “Ангелы”, “Апостолы”, “Карл”, находящиеся сегодня в кафедральном соборе Хальберштадта.

Сюжеты для ковров в основном носили религиозный характер. В этот период не существовало раздельного труда, т.е. мастера сами придумывали сюжеты к шпалерам, сюжеты для ковров брали из настенных росписей церквей и домов. Позднее над эскизами и картонами стали трудиться профессиональные художники.

Рубрика: Текстиль

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика