Становление российского дизайна. ВХУТЕМАС

Архитектурно-художественное   творчество   в послереволюционной  России

Ветер перемени в России, принесенный Октябрьской революцией, коснулся и искусства. Отрицание канонов прошлого требовало активных поисков новых адекватных замен, отвечающих новым революционным идеалам. По­иски и эксперименты в искусстве привели к развитию авангардных течений: футуризм в поэзии и литературе, кубизм, суприматизм — в живописи, конструктивизм — в архитектуре.

Если в Западной Европе формирование дизайна в начале нашего века стимулировалось, прежде всего, стрем­лением промышленных фирм повысить конкуретоспособность своих изделий на рынке, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн беретсвои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искус­ствоведов).

Производственное   искусство

Наряду с различными авангардными художествен­ными течениями в послереволюционной России нарожда­ется движение «Производственное искусство», уходящее корнями в футуризм начала ХХ в., проявляющееся в интегра­ции искусства и техники.

Его сторонники отрицали ста­рое станковое искусство, провозглашая новое искусство, как «новую форму практической деятельности». Движе­ние это зародилось вне промышленной сферы: с одной стороны, оно опиралось на художников левых течений, которые в процессе формально-эстетических экспери­ментов «выходили» в предметный мир, а с другой — на теоретиков (социологов и искусствоведов). Поэтому про­изводственное искусство носило ярко выраженный соци­ально-художественный характер. Производственники (ху­дожники и теоретики) как бы от имени и по поручению нового общества формулировали социальный заказ про­мышленности. Один из теоретиков Производ­ственного искусства Б. Арватов называл искусство «выс­шей квалификацией мастерства». Социально-техническая (универсальная) целесообразность — единственный закон и единственный критерий художественной деятельности. Последнюю он обычно отождествлял с формообразующей деятельностью. Отсюда — чем квалифицированнее, т.е. чем лучше в смысле формообразования, сделана вещь, тем она художественнее.  Другой теоретик производственного искусства Б.Кушнер, анализируя ин­женерную деятельность, приходит к выводу, что худож­ник должен войти в производство, заменив в нем инже­нера, став «художниками-инженерами». Фак­тически это стало первым теоретическим обоснованием зарождающейся, принципиально новой проектной куль­туры, в которой «искусство слито с инженерией в новом неведомом синтезе, построенном на базе новейших дос­тижений науки и техники, обладающим к тому же огром­ным художественным, социально-воспитательным потен­циалом, что делает это новое явление могучим средством построения более высокой интегральной культуры», получившей позднее название «дизайн». С Производствен­ным искусством связаны такие имена художников-аван­гардистов,   как  А.Родченко,  Эль-Лисицкого,  Татлина.

Оформление   революционных  праздников

В первые годы советской власти основными сферами массового внедрения зарождавшегося дизайна были: праз­дничное оформление, плакат, реклама, книжная продук­ция, оформление выставок, театр и т.д. И хотя реальный социальный заказ носил тогда ярко выраженный агита­ционно-идеологический характер, художники уже и на этом этапе наряду с освоением новых художественно-оформительских приемов, уделяли внимание и художе­ственно-конструкторским проблемам, используя для это­го все возможности (трибуны, агитационные установки, киоски, театральные установки и пр.).

Анализ эскизов и осуществленных работ показыва­ет, что уже в первых опытах художественного оформле­ния городской среды проявились те черты., которые близ­ки приемам суперграфики. Художники стремились со­здать новый облик городской среды, противопоставлен­ный существующему архитектурному облику. Это была тогда сознательная творческая установка — отделить новое, революционное оформление от старой, «буржуазной» за­стройки города. Отношение к архитектуре было как бы вывернуто наизнанку: от художника требовалось не орга­нически включиться в архитектурную композицию, а противопоставить ей иную художественную логику, на­ложить на архитектурную структуру новую художествен­но-оформительскую структуру, максимально подчерки­вая их художественный конфликт.

Широмасштабное оформление революционных праз­дников, охватывающее значительные по своим размерам территории города, массы участников, привлекаемые сред­ства оформления и специалисты (от архитекторов и ху­дожников до музыкантов, поэтов, режиссеров и сценари­стов) сыграло значительную роль в становлении отече­ственного дизайна городской среды. Мобильные трибуны и агитационные установки, модульные киоски и лотки — все это было одним из распространенных объектов проектирования.

Рубрика: О дизайне и дизайнерах

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика