Конструкция как художественная форма

Из истории известно немало примеров того, как за вычурным декором и нарочитыми формами трудно разглядеть конструкцию вещи. Особенно ярко это проявилось в стиле «барокко» и особенно «рококо». Так, форма такого распространенного предмета обстановки как комод больше напоминала китайскую вазу, нежели мебель для хранения платья. Пышный декор еще более усиливал это ощущение: только по едва заметным, разрезающим нарядную композицию мозаичного панно передней стенки швам, можно было обнаружить границы выдвигаемых ящиков.

Дизайн и украшение промышленного изделия — несовместимые вещи. Дополнительное украшение изделия ведет к его удорожанию, а выпущенный в тираж декор — к снижению художественных качеств, а следовательно, к снижению в целом конкурентоспособности изделия на рынке. Поэтому решение эстетических вопросов ведется не декорированием, а за счет самой формы изделия, красоты его конструкции в целом, отдельных узлов и деталей в частности.

Это принципиально отличает дизайн от архитектуры, где конструктивный остов сооружения, как правило, скрывается за внешней отделкой. Последняя зачастую не только допускает, но и даже приветствует появление специальных декоративных элементов.

Форма в архитектуре, ее образ не всегда строго следуют функции: по одной и той же конструктивной схеме может быть решен кинотеатр и цех завода, в манеже царских конюшен спустя сто лет с успехом размещается один из центральных выставочных залов г. Москвы.

В дизайне же — форма и конструкция неразделимы: конструкция является носителем эстетической информа­ции. Не случайно дизайн близок по своему духу к таким архитектурным течениям начала XX в., как функциона­лизм в Европе и Америке, конструктивизм в России, где функциональность и конструкция сооружения становят­ся основой красоты его формы, внешнего вида художе­ственной составляющей сооружения. Возникнув прак­тически одновременно, дизайн и названные архитектур­ные стили оказывали влияние друг на друга в процессе своего последующего развития.

В качестве прообраза дизайнерского формообразова­ния конца прошлого — начала нашего столетия можно рассматривать такие инженерные сооружения, как Бай­товые мосты в Сан-Франциско, Москве, Будапеште, Эйфелеву башню в Париже, цилиндрические стержневые конструкции Шухова, перекрывающие торговые галереи ГУМа и пассажей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах, в которых ажур конструкций создает художественный   образ сооружения в целом.

Объекты в дизайне подвержены влиянию моды и относятся в большинстве своем к недолгоживущим эле­ментам. До сих пор стоят творения египетских зодчих — пирамиды, но уже не один десяток раз изменили свою форму известные со времен фараонов предметы быта, мебель, одежда и т.д.

Рубрика: Проектирование

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика