Французские ковры «Мильфлеры»

В XIV–XV вв. ведущим городом по производству шпалер был Париж, затем Турин. С этого момента название шпалер меняется, ковры теперь называют мильфлеры (в переводе с французского «тысяча цветов»). Название выбрано не случайно, все сюжеты мильфлер располагаются на индиго-зеленом или красном фоне с россыпью цветов, букетов, ягод. Сюжет ковров не только библейский, это и сцены из реальной жизни людей, а также сюжеты средневековой литературы. Производили мильфлеры как кустарные мастера, мелкие ремесленники, так и крупные мануфактуры, поэтому уровень качества был достаточно различным. Если проводить сравнительный анализ мильфлер со шпалерами, можно сказать, что в технологии ткачества французские мастера достигли лучших результатов: на сравнительно небольшой плотности основе рисунок ковра поражает проработанностью деталей. Фигуры людей и животных не такие угловатые, как в немецких шпалерах, мастерам мильфлера удается выткать очень мелкие детали сюжета: бутоны цветов, мелкие ягоды, детали одежды, мимику лица… Колористическое решение ковров тоже значительно изменилось. Складки одежды, растительные мотивы передаются в мягких цветовых и тоновых нюансах. Особенно интересен фон, на котором разворачиваются сюжеты. Он смотрится как кружевной ажур, его можно рассматривать отдельно от сюжета, но в то же время он не мешает и не отвлекает внимание зрителя от основной мысли мильфлера. Как и большинство произведений искусства готического периода, все сюжеты ковра имели иносказательный смысл. Порой за простой сценой жизни людей прочитываются целые романтические баталии. Так, изображая куропаток, уток, соловьев, художники олицетворяли весну, любовь, помолвку, семью. Цветы – гвоздики, незабудки, анютины глазки – были средством объяснения в любви …

Самая прославленная серия мильфлеров хранится в музее Клюни в Париже, называется она «Дама с Единорогом». Известны также мильфлеры с изображением сцены из жизни сеньоров.

Пальму первенства французских мильфлеров с середины XVI века перехватили шпалерные производства Фландрии. От названия города Аррас шпалеры начинают называть аррасами, а в Польше и Италии их называют так до сих пор. Очень часто путают мильфлеры с аррасами, и действительно, основные принципы ткачества, построения сюжета и колористика схожи. Сказывается то, что многие парижские ткачи от бесконечных войн между Англией и Францией переместились жить во Фландрию. Но все же у аррасских шпалер есть свои особенности. Это очень декоративные, яркие, построенные на контрасте цветов, с использованием золотых и серебряных нитей шпалеры. Рассматривая шпалеру «Вручение роз» (1435-1440. Париж, музей Клюни), можно заметить некоторую схожесть колористики, декоративности и проработки деталей сюжета с русским лубком, конкретно с городецкими росписями, особенно раннего периода. Другая шпалера этого времени – «Предложение сердца» (1400-1410. Париж, музей Клюни),  выполнена в несколько другой традиции, ближе к принципам мильфлера. В 1477 году Аррас был завоеван Людовиком XI, и шпалерные мастерские были закрыты.

Французские мануфактуры

С конца XV – начала XVI вв. крупный центр по производству шпалер обосновался во фламандском городе Ауденарде. Основные принципы искусства Возрождения перешли и в шпалеры. Новым этапом в развитии шпалерного искусства можно считать вердюры (с франц. «зелень, растительность») – это ковры, целиком посвященные пейзажу.

В XVII–XVIII веках искусство вердюр развивается на мануфактурах Франции.  Параллельно с вердюрами в шпалерном искусстве Франции и Брюсселя начинает развиваться новый вид орнамента – гротескный (причудливый). Самая известная серия шпалер этого периода – история царя Давида и Вирсавия, она состоит из 10 ковров и создана в 1520 г. Часто феодальная знать обращалась к известным художникам для создания эскизов для шпалер.

Можно выделить основные изменения в технологии изготовления шпалер во всех мануфактурах Европы. В этот период:

— исчез одноцветный фон;

— палитра ткача составляет около 30 тонов;

— из примитивного рисунка композиции стали многофигурными и пропорциональными;

— нет перспективных искажений;

— декоративность композиции;

— увеличена плотность переплетения, благодаря этому появляется возможность выполнять мелкие узоры и детали;

— кроме шерсти и шелка применяют золотую и серебряную нити;

— сюжеты ковра делятся на подсюжеты, т.е. на одной композиции размещается несколько сюжетных линий.

В конце 1601 года в Париже организовывается самая известная в истории шпалер мастерская гобеленов.
Организовал ее фламандец Франсуа де ла Планш, который купил красильню семьи Гобеленов. Продукция этой мануфактуры была столь популярна, что в некоторых европейских странах термин «гобелен» стал обозначать все произведения, выполненные в технике шпалерного ткачества. Через 60 лет существования мануфактуры под ее началом объединились все шпалерные мастерские Парижа и превратились в Мануфактуру королевской меблировки (1619–1690 гг.). Мануфактуру возглавляет Шарль Лебрен – президент Академии живописи Парижа. Он создал серию эскизов на библейские и мифологические сюжеты, а также серию эскизов, посвященных королю Людовику XIV. С 1699 года здесь работали художники Клод Одран, Шарль-Антуан Куапель, Франсуа де Труа, Жан-Батист Удри, Франсуа Буше. Эскизы художников становятся менее декоративными, а ткачи обязаны только копировать живописные картоны, не внося в них изменения. Вместо декоративных бордюров сюжеты ковров заключали в тканые рамы.

Рубрика: Текстиль

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика