Мода и стиль в дизайне

Мода спасает от утомительного единообразия. Люди хотят нравиться друг другу: быть красиво одетыми, хорошо выглядеть — естественная потребность. Пьер Карден

Творчество дизайнера тесно связано с модой — гос­подствующими в обществе в тот или иной период време­ни эстетическими предпочтениями в одежде и нарядах, окружающих предметах обихода, обычаях и манерах. Чувство конъюнктуры, изучение рыночного спроса — все это входит в круг обязанностей современного дизайнера. При этом он не только должен работать в рамках совре­менной моды, но и чувствовать направления ее перспек­тивного развития, а зачастую и определять их.

Понятие «Мода»

Слово «мода» происходит от французского «mode » (а то в свою очередь восходит к латинскому — «modus») и означает «мера, правило, предписание». Сегодня под модой понимается непродолжительное единство и массо­вое распространение тех или иных внешних проявлений культуры — вкусов, поведения, стилистических признаков изделий, принятых критериев их эстетической оценки и пр.

Мода характеризует взаимоотношения между чело­веком и вещью, предметной средой вообще. Она охватывает разнообразные сферы человеческой деятельности, существенно влияя на производство и потребление; в дизайне мода находит свое выражение во внешней форме проектируемых и производимых изделий, особенно одежды.

Из истории моды

Между понятиями «мода» и «одежда» зачастую ставится знак равенства. Историки культуры придерживаются того мнения, что мода родилась в ХII-ХIII веках, когда в костюме стали появляться элементы, использование которых нельзя объяснить необходимостью или развитием эстетического вкуса: например шляпы высотой в метр, шлейфы длиной в сажень, сверхузкие мужские панталоны, в которых невозможно было сесть, или загнутые носки туфель, которые приходилось подвязывать к голени шнурками.

В средние века одежда представляла собой целое состояние. Ее можно было отнести к рангу движимого имущества, выраженного в числах, а иногда из-за богатых украшений и драгоценных камней платье даже имело характер передаваемого капиталовложения. И личная одежда являлась составной частью выделяемого детям имущества и передавалась от поколения к поколению. XIX век с началом индустриализации принес с собой переоценку ценностей. Значительные перемены произошли и в моде. Появилась промышленность пошива одежды, последняя была причислена к категории товаров. В условиях бурного развития текстильной, швейной и химической промышленности, благодаря массовому изготовлению, конфекциону удалось снизить стоимость одежды. Произошла демократизация моды, она перестала быть делом узкого круга и стала занимать миллионы людей. При этом одежда остается символом общественного престижа. Сегодня она имеет более скрытое, а вместе с тем и более утонченные формы. Чем единообразнее кажется внешнее оформление костюма, тем многочисленнее становятся варианты материалов и красок, структуры поверхности материала. Созданная массовым тиражом одежда доступна каждому. Индивидуальность проявляется в выборе и комбинации отдельных компонентов.

Цикличность моды

Основным признаком моды (в отличие от стиля) является ее изменчивость. «Мода, — как отмечает известный французский кутюрье Пьер Карден, — это… обновление! Принцип, которому извечно следует природа! Дерево сбрасывает старую листву, человек — наскучившую одежду. Когда вещи становятся слишком привычными, люди от них быстрее устают». Каждый модный цикл можно разбить на следующие фазы: возникновение оригинальной модели; признание ее модной в узком кругу; распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве; перенасыщение; затухание интереса или полная невостребованность товара. Модные циклы у предметов одежды бывают очень разными, например, у будничных летних платьев или шляп циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону: «весна-лето» и «осень-зима». Некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта. При этом модными могут быть не обязательно современные формы, мода может возвращаться и к ретро.

Мода кардинально изменила понятие качество изделия. Качество в смысле физической прочности продукта, по понятным причинам, является врагом любого модного изменения. Сегодня качество в моде понимается не как долговечность, а скорее как потребительское качество: эластичность, несминаемость, водо-грязе-отталкивающие свойства и др.

Рубрика: Дизайн одежды

Другие статьи рубрики "Дизайн одежды"

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика