Психология восприятие цвета человеком

Цвет в дизайнерской продукции часто является для потребителя одним из определяющих факторов при оценке уровня ее качества. Обеспечивая безопасный и продуктивный труд, удобство при пользовании бытовыми предметами, комфорт во время отдыха, цвет в организации окружающей человека предметной среды имеет исключительно важное значение.

Восприятие цвета — сложный психофизический процесс воздействия электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. На возникновение у человека цветового ощущения влия­ют такие факторы, как опыт наблюдателя, зритель­ная память и другие элементы восприятия.

Установлено, что некоторые цвета солнечного спектра, так называемые теплые тона — красные, оран­жевые, желтые — действуют на человека возбуждаю­ще и при их избытке может наступить общее утомле­ние. Другие, так называемые холодные тона — синие, голубые, зеленые — напротив, успокаивают, уменьша­ют утомляемость глаз. Желтый и светлый желто-зеле­ный цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, на­оборот, темные тона фиолетово-синего цвета — чего-то тяжелого. Эти особенности восприятия цвета чело­веком используют в своей работе дизайнеры при со­здании как отдельных элементов предметно-простран­ственной среды, так и при ее формировании в целом. В качестве примера можно привести такой факт. На од­ном предприятии резко уменьшилась посещаемость столовой рабочими. Долгое время не могли установить причину сложившейся ситуации. Оказалось, что это было связано с тем, что во время ремонта стены сто­ловой выкрасили в белый цвет. У рабочих такая окрас­ка вызывала неприятные ассоциации с больничными помещениями, что не способствовало аппетиту. После окраски стен в интенсивные насыщенные тона посе­щаемость столовой снова увеличилась.

Издавна известно, что зрительное восприятие различных цветов человеком неодинаково. В природе существует так называемая воздушная перспектива -удаленные предметы, воспринимаемые через слой воз­духа, кажутся как бы в синей дымке. Поэтому предме­ты, окрашенные в холодные тона, нам кажутся уда­ленными, в теплые тона — приближенными. Зная эти особенности человеческого восприятия можно цветом зрительно корректировать пространство: например, «удалять» или «приближать» плоскости стен в интерьере. Предметы, окрашенные в светлые и теплые цвета зрительно воспринимаются нами больше своих действи­тельных размеров. Окраска предметов несколькими раз­личными по интенсивности и спектру цветами зритель­но приближая или, напротив, удаляя его отдельные окрашенные в соответствующие цвета части, может визуально значительно изменить его форму.

Суперграфика

Одна из примет сегодняшнего дня, основывающа­яся на этих закономерностях и получившая распрост­ранение в архитектурной среде «суперграфика» — гра­фика, которая выходит за пределы привычных нам понятий цветографического решения архитектурного фасада, взрывая традиционные рамки и ломая плос­кость картины.

Сегодня суперграфика не только активное сред­ство декорирования и визуального обогащения глухих торцов безликих городских фасадов, она стала исполь­зоваться и в современной скульптуре, визуально транс­формируя ее и бесконечно усложняя ее формы.

Наряду с созданием определенного эмоционально­го настроения цвет в дизайне несет также и функцио­нально информационную нагрузку. Он передает потре­бителю информацию об определенных свойствах объек­та: конструктивно-технологических, фактурно-пластических, способах его функционирования. Так, цветом выделяют функционально значимые элементы и дета­ли объекта. Примеров тому множество. Это и выделе­ние контрастными цветами открывающихся дверей вагонов метро, оконных и дверных проемов в интерьере.

Рубрика: Интерьер

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика