Поисковый рисунок и набросок в дизайне

Поисковый рисунок и набросок

Как архитектор или художник, дизайнер в своей деятельности также использует такие традиционные проектно-графические средства, как рисунок или набросок для фиксации на бумаге, картоне или кальке первоначальной идеи будущего дизайнерского произведения, поиска и отбора оптимального варианта, оттачивания в многочисленных эскизах его узлов и деталей.

Для наброска, который выполняется за короткий промежуток времени, характерны определенная условность и лаконичность изображения: схватываются только основные элементы, раскрывающие основной замысел автора без проработки деталей.

За первоначальной идеей, выраженной в графическом наброске, следует длительный поиск формы будущего изделия. Его основным инструментом является поисковый рисунок, с помощью которого дизайнер как бы общается сам с собой. Рисуя, он многократно перепроверяет выбор того или иного дизайнерского решения, художественную композицию, функциональную компоновку и архитектонику формы, оттачивает стилистику ее отдельных деталей.

В поисковом рисунке изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных узлов, монохромное с привлечением минимума изобразительных средств. Как правило, такой рисунок носит линейно-конструктивный характер с показом невидимых элементов. Используется жесткая графика — рисунок пером, карандашом, фломастером. Ценность его заключается в том, что он позволяет быстро фиксировать появляющиеся в ходе проектного анализа идеи, служит средством проектного поиска.

Введение в процесс графического поиска изображения человека позволяет антропометрически обосновать проектируемое изделия. Так, например, определяются оптимальные параметры внутренних пространств помещений, кабин транспорта, форм мебели и др.

С художественной точки зрения поисковый рисунок, как правило носит незавершенный характер и предназначен «для служебного пользования», внутрицехового общения. Очень редко такие рисунки дизайнера можно увидеть на выставке. Отчасти это объясняется и тем, что объектом дизайнерского проектирования являются менее социально значимые вещи, чем в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

В то же время предварительные эскизы, наброски архитектора, художника или скульптора не только представляют собой рабочий материал, но и часто имеют самостоятельную художественную ценность и могут демонстрироваться в виде отдельного законченного художественного произведения. Достаточно вспомнить «архитектурные фантазии» Иохана Фишера, Джованни Пиранези, позже — С. Ноаковского, Э. Мендельсона, Я. Чернихова, эскизы и наброски художника А.А.Иванова к картине «Явление Христа народу», представляющие собой галерею персонажей будущей картины и экспонирующиеся в Третьяковской галерее в качестве самостоятельных работ, наброски М.Врубеля к картинам «Пан» и «Демон», эскизные модели будущей скульптуры В.Вутечича «Родина-мать» на Мамаевом кургане и многие другие.

Для наглядного представления своих идей дизайнеры в поисковом рисунке часто используют графические приемы типа «снятая крыша» (если речь идет об интерьере), «открытая структура» или «взорванный вид», (если объектом дизайнерского проектирования является элемент предметной среды — например, бытовой прибор) и т.д.

Для исследования связи проектируемого объекта с предметной средой и человеком составляется ряд взаимосвязанных графических изображений — «видеолента».

Графические эскизы

Графический эскиз представляет собой следующую стадию работы над объектом проектирования, обобщающую в одном или нескольких графических образах весь процесс творческого поиска. Эскиз выполняется, как правило, полихромным, имеет законченный вид и служит одним из средств внутрицехового общения дизайнера с коллегами и с заказчиком.

Эскизы обсуждаются на художественных советах, согласовываются с заказчиками и производителями буду­щего изделия, демонстрируются на выставках, конкур­сах, совещаниях. Поэтому они выполняются с особой тщательностью, с максимально фотографической точно­стью, приближая изображение к реальному виду буду­щего изделия. Здесь используются перспективные и аксонометрические полихромные изображения с переда­чей всех особенностей формы и материала, из которого изделие будет изготавливаться. Графические материалы для выполнения эскиза: отмывка акварелью, гуашь, тем­пера, нитрокраска, используется техника аэрографа, а также компьютерная графика. Такая графика с обяза­тельной проработкой формы и деталей в цвете и «мате­риале» получила название «демонстрационная». При этом объектом экспозиции здесь является не сама графика, а предмет, который с помощью этой графики изображает­ся.

Проектная стадия, результатом которой является такой детальный эскиз, называется «эскизный проект». На ней зачастую проектная работа дизайнера и заканчи­вается.

Рубрика: Проектирование

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика