Развитие мануфактур по ткачеству шпалер в Беларуси, России

Значительных успехов в XVIII в. В Беларуси достигло ткачество. В изделиях местных мануфактур утверждение классицизма видно раньше, нежели в других видах декоративно-прикладного  искусства.  Крупный вклад в европейское ткачество XVIII в. внесла слуцкая мануфактура "Персиарня". Белорусские мастера слуцкому поясу придали выразительное национальное своеобразие и оригинальность. Высокий художественный и технический уровень их исполнения принес мировую славу этой мануфактуре. Ее продукция вывозилась во многие страны мира. Замечательные памятники декоративно-прикладного искусства Белоруссии XII-XVIII вв., в которых умело взаимосвязаны орнаментика и форма предметов, подчеркнуты особенности материала, являются прекрасной школой мастерства для современных художников.

В Беларуси первые мастерские по производству шпалер — настенных безворсовых ковров — появились по инициативе Анны Радзивилл из рода Сангушек.

Сохранился фрагмент шпалеры конца XVIII века — “Битва под Славечной”. Известно, что выполнена она на Кореличской мануфактуре Радзивиллов.
Об авторе ее свидетельствует лишь две буквы в верхнем левом углу фрагмента — М. К. Очевидно, это одна из известных мастериц фабрики— Мария Кулаковская.

Кореличские шпалеры прославили ткачество Беларуси. Работы мастеров этой фабрики можно встретить в музеях Украины, Польши. Мануфактура в Кореличах была основана Михалом Казимиром Радзивиллом (Рыбонькой) и просуществовала с середины XVIII до первой  половины XIX века. Просвещенный XVIII век — период ее расцвета; создаются композиции “Император Карл V Габсбургский дарует Радзивиллам княжеский титул”, “Взятие в плен Станислава Михала Кричевского”, галерея портретов Радзивиллов.

Шпалера “Битва под Славечной” посвящена сражению близ Мозыря, на реке Славечне, между белорусской-украинскими повстанцами и польскими королевскими войсками под командованием Понятовского. Несмотря на то что изображенное на шпалере озаглавлено сражением, мы видим лишь два противопоставленных друг другу лагеря: на первом плане — сам Понятовский с всадниками и группа повстанцев — в глубине полотна. При всем кажущемся разнообразии сюжетов произведений подобного рода все они сводятся к двум видам — исторические композиции и портреты шляхтичей.

В России
шпалерное дело стало развиваться гораздо позже, чем в остальных странах. В XVII веке, путешествуя по странам Европы, Петр I обратил внимание на дорогостоящие ковры, и в 1716 году в Париже был заключен договор сроком на 5 лет с ткачами Королевской гобеленовой мануфактуры об организации мастерской в Петербурге. Вскоре в 1717 году была образована Императорская шпалерная мануфактура. Материалы и красители привозились из-за границы. Мастерская часто меняла директоров, помещения, французские учителя, годами не получавшие жалования, уезжали домой. Большую роль в становлении мануфактуры сыграл Филипп Бегагль, и к 1720 году под его руководством русскими мастерами была создана серия шпалер, одна из которых была посвящена Полтавской битве и по сей день хранится в Эрмитаже. Еще будучи в Париже в 1717 году, Петр I заказал французскому художнику Депи Мартену Младшему эскизы с изображением эпизодов Северной войны. Работа затянулась, поэтому Петр I приказал русским мастерам выткать шпалеру с изображением Полтавской битвы. Гобелен был выткам по эскизу придворного живописца Л. Каранакка французским мастером Филиппом Бегаглем и его учеником Иваном Кобылякой. Закончена шпалера была в 1722 году. В Эрмитаже хранится ряд работ этого талантливого мастера, в частности портрет императрицы Анны Иоанновны 1732 г. В это время на Петербургской мануфактуре работала группа русских ткачей, обученных Ф. Бегаглем. Выполненные ими шпалеры украшали залы Зимнего дворца, залы Монплезира в Петергофе.

Работа мастеров по производству шпалер распределялась очень сторого. Одни ткали цветы и архитектурные мотивы, другие – лица и фигуры. В зависимости от трудоемкости работы распределяли и жалование. С 1741 года при мануфактуре создается школа рисования. Мастерская готовит своих художников, которые при разработке картонов могли учитывать и технологические особенности ткачества. Несмотря на все старания привить западную культуру в России, шпалерное производство медленно умирало, ковры не покупались и гнили на складе.

Новый расцвет гобеленовой мануфактуры в России приходится на середину XVIII века. По указу императрицы Елизаветы Петровны в 1755 году мастерская получает от нее заказ на производство шпалер в Зимний дворец, но к этому времени не осталось ни ткачей, ни художников, ни красильщиков, и вся история повторяется сначала. В Париже вербуются мастера, в ученики к ним отправляются солдатские дети. Во времена правления Екатерины II в мастерской работало уже 150 мастеров (только русские), на обучение отпускались казенные деньги, для производства закупались только заграничные шерсть и шелк высшего сорта. Кроме царских заказов на мануфактуру стали поступать и частные заказы. За период с 1732 по 1746 г. было выткано пятьдесят семь шпалер по исторической тематике, 23 шпалеры и декоративно-орнаментальные композиции общей мерою 1555 кв. аршин 211 вершков. До начала XIX века мануфактура переживает свой расцвет, она производит не только шпалеры, но и обои, и обивку для мебели. Для составления эскизов ковров использовали иностранных художников, так как заказов было много и свои русские живописцы не справлялись с таким объемом. Выполненная мануфактурой в 1758 году шпалера «Лебеди», украшающая столовую Зимнего дворца, является повторением с ранее исполненного ковра (хранится в Оружейной палате). Но как изменились ее колорит, композиционное решение. На смену бордюру, имитирующему раму, пришло пышное обрамление из трельяжной решетки с четырехлепестковыми розетками, причудливых завитков – рокайлей, гирлянд плодов и цветов. Как и западноевропейские мастера, русские шпалерные мастера следили за изменениями в моде, на смену стилю барокко приходит рококо. В этот период на мануфактуре трудятся уже сложившиеся художники шпалерного производства. Это Григорий Ежиков, Сергей Климов, Авраам Артемьев, Захар Максимов и Клим Крылов. Кроме пейзажных и исторических тем мастера брались и за высокопрофессиональные изделия – портреты. В большинстве случаев это портреты царствующих особ и лиц, к ним приближенных. Известны портреты Петра I по картине А. Матвеева, портрет вел. князя Николая Павловича по портрету О.А. Кипренского, портрет Екатерины II по картине Ф. Рокотова.

С 70-х годов XVIII
столетия в шпалерном ткачестве ощущается влияние нового стиля – классицизма, а затем ампира, в моде которого сюжеты античной мифологии. Меняются цветовое и композиционное решения ковра.

В 1820-е годы
директором мануфактуры был назначен профессор В.К. Шебуев, под его руководством были созданы шпалеры с сюжетом из русской истории: «Владимир и Рогнеда», а также ряд шпалер с изображениями событий Отечественной войны 1812 года.

Упадок в развитии гобеленного искусства

В конце 20-х гг. XIX века шпалеры выходят из моды. Петербургская шпалерная мануфактура существовала до 1857 года. Многие работы сгорели во времена войн и революций, часть была распродана и раздарена в качестве дипломатических даров, в России находится всего немногим более ста русских шпалер, исполненных петербургскими мастерами.

Упадок гобеленового производства в XIX веке был вызван различными хозяй­ственными и политическими причинами. Богатых заказчиков не стало, а дворянство с его дворцами и замками больше не нуждалось в столь монументальных текстильных декора­циях. Несмотря на это, уже в середине XIX века, особенно во Франции, активно проя­вляется стремление возродить искусство кар­тинного тканья.

Рубрика: Текстиль

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика