Экскурс в историю цветочного коллажа

Флористический коллажИстория цветочного коллажа самым тесным образом связана с историей прессованных цветов.

Прессование природных материалов и превращение их в плоские элементы связано с изготовлением прототипов бумаги (папирусов). Вероятно, прессованные цветы — ровесники папируса и, соответственно, имеют очень древнюю историю.

Засушенные плоские цветы встречаются уже в культурах древней Иудеи и Египта, в VIII веках до нашей эры.

Прессованные растения в виде гербария известны в Европе со времен средневековья.  Хорошо сохранившиеся образцы гербария XVI века можно и сегодня увидеть, например, в парижском Ботаническом музее.

Создание композиций из прессованных цветов как вид традиционного искусства существует многие сотни лет в Японии. Оно получило там название «осибана» («ошибана),  что в переводе и означает «прессованные цветы».

В Китае и сопредельных ему странах, Таиланде, Корее и других, занятие прессованными цветами издревле было отдельным, очень почитаемым ремеслом.

В XIX веке в викторианской Англии прессованные цветы вошли в моду. В гостиных висели художественные гербарии в овальных рамках. Были и более интересные варианты, сделанные из скелетированных листьев, цветов, обработанных воском, отбеленных и окрашенных сухих растений.

Из Англии мода пришла в Европу. Салоны Германии, Франции наполнились декоративными картинками из засушенных цветов. Изначально цветы группировались в композиции не по художественным критериям, а согласно их символическому значению. В те времена во Франции был широко распространен романтический и галантный язык цветов. Цветочные картинки можно было «читать», как письма. Память о важном событии тоже сохранялась в виде засушенных растений соответствующей символики.

Из Европы эта мода пришла и в Россию. Интересным примером художественно оформленного гербария служат цветы, собранные и засушенные С.А.Толстой летом 1892 года, фотографии которых опубликованы недавно издательством «Ясная Поляна». Интерес к флористике, как назывались тогда работы из прессованных цветов, вновь пришел в Европу в послевоенные годы.

В СССР работы из прессованных цветов стали появляться на выставках в Москве и Ленинграде. В 60-х годах появились московская, ленинградская, минская и харьковская школы. Традиции тех лет до сих пор живы в Московском городском обществе охраны природы, в секции «Природа и творчество».  Яркий след в искусстве прессованных цветов оставила москвичка 3. А. Мамонтова.

Многие из ее учеников продолжают развивать это искусство и в наши дни. В последние годы коллажи из прессованных цветов становятся все более популярными.

Традиционно большим международным авторитетом пользуется японская школа Ошибана «Japanese Pressed Flower» (OSHIBANA ART). В 1997 году было создано международное общество «International Pressed Flower Art Society» (IPFAS).

Цветы всегда являлись мощным аккумулятором природной энергии и потому для нас они особенно притягательны. Происходящий на наших глазах кризис техногенной цивилизации, катастрофическое разрушение биосферы поворачивает культуру человечества к массовой экологизации сознания, что невозможно без экологизации искусства.

Художественное использование природных материалов с их натуральными красками и фактурами предполагает новые эстетические формы восприятия произведений искусства, такие как любование, созерцание. Для человека важно научиться видеть высший эстетический смысл в природе, и тогда его жизнь станет более одухотворенной и гармоничной.

Рост интереса к искусству прессованных цветов заставляет задуматься о мотивах, побуждающих сегодняшний прагматичный мир обращаться к этой своеобразной красоте. Конечно, одну из причин можно увидеть в том, что тонны цветов, произведенных, но не реализованных, представляют все большую проблему для цветочного бизнеса, а прессованные цветы — это новый рынок, дающий увядшим цветам еще одну коммерческую жизнь. Но это объясняет далеко не все. Я думаю, что происходящее с цветами кроме всего прочего нельзя отделить от стремительного роста индустрии красоты, от нежелания современной женщины расстаться с ней, поддаться старости.

Мотив борьбы с неумолимым временем, стремление к вечной молодости и красоте очень созвучны творчеству, позволяющему продлить очарование цветов. Такая вот экзистенциальная психология.

Культурологи сегодня говорят о том, что современный человек как продукт эпохи господства телевидения отличается по своей психологии и структуре личности от человека середины XX века. Он имеет мозаичное сознание или, если подходить ближе к нашей теме, его сознание фрагментарно. Такой человек порождает искусство, соответствующее природе его сознания, и в нем все большая роль отведена коллажу.

Коллажная техника — основа работы с прессованными цветами. Еще одной, безусловно, важной причиной популярности цветочных коллажей является происходящая повсеместно в мире борьба за улучшение экологии. Ростки экологического сознания сублимируются в поиск нового искусства, позволяющего видеть в одном цветке целую вселенную. Именно растения смогут вытеснить эстетический «хлам» отжившей индустриальной эпохи и «вдохнуть» в наши дома настоящие тепло и уют, если мы, позаботившись об их долговечности, найдем для них место в своей жизни.

Рубрика: Флористика

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика