История становления современного белорусского гобелена

История становления современного белорусского гобеленаВ 1964 г. Впервые в республике при Белорусском государственном театрально-художественном институте была открыта кафедра оформления художественных тканей. Через несколько лет на художественных выставках, в оформлении государственных интерьеров появились интересные работы выпускников. Успешному развитию художественного ткачества содействовал также открытый в начале 70-х годов в Борисове гобеленный цех на базе комбината прикладного искусства Художественного фонда БССР.

В начале становления советского гобелена художники, в том числе и белорусские, осваивали пластический язык, активно использовали средства и приемы живописи, с которой гобелен был связан на протяжении столетий. Следующим этапом в его развитии было увлечение фактурой и пластическими эффектами тканой поверхности. Художники много экспериментировали: красили нитки старым домашним способом, делали краску с листьев, коры, корней и д.р., применяли новые материалы – лен, синтетику, люрекс.  Вводилась более свободная система переплетения, которая раскрывает и основу, и саму структуру ткани. Обогатилась технология и за счет новых техник, в том числе вязания, плетения и др. Стремление приспособить структуру ткани к интерьеру стало решающим гобелен стал восприниматься не только как часть стены. В ходе дальнейших экспериментов он превращался в «текстильную структуру», стал подчиняться законам не только ткачества и живописи, но и пластики, которая опирается на новое восприятие пространства, времени и внутренней структуры предмета. Гобелен вернул потерянную в XIX веке идейную и монументальную сущность, которую имел в XVII-XVIII вв. За относительно короткий срок появились интересные работы, которые позволяют говорить о создании в Беларуси монументального гобелена государственного звучания.

Возрождение современного белорусского гобелена связано прежде всего с работами А. Кищенко. Он известен как многоплановый художник, который работает в отрасли станковой тематической картины, портрета, монументального искусства. Возрождение гобелена привлекли его как монументалиста. А. Кищенко  выступает последователем реформатора гобелена гениального французского художника Жана Люрса. Начав разрабатывать первые гобелены, Кищенко ориентировался на их размещение в контексте архитектурной среды. Он считал, что гобелен должен иметь ярко выраженные монументальный характер. Для решения этой задачи художник использовал и богатый арсенал ДПИ, гармонично выделяя в своих композициях человека-творца. Он применяет и средства «пространственной монументальной живописи», от которой берет пространственную условность – плановость, разномаштабность в передаче разновременных событий, всевозможные перспективные сокращения.

В 1970-1971гг. вместе с художниками-прикладниками А. Бельтюковой и Г. Гаркуновым  Кищенко создал первый гобелен – «Человек, который познает мир», с которого и начинается современный белорусский гобелен Произведение вобрало в себя все особенные черты нового направления. Авторы посчитали, что он должен быть не только тематическим, нести смысловую нагрузку, но и органично сочетаться с пространственной средой, активно принимать участие в организации интерьера. Гобелен доминирует в помещении, наполнив своим смыслом все пространство. Это уже не картина в раме, не декоративное пятно на стене, а активный элемент интерьера.

80-е годы – период расцвета белорусского гобелена. На республиканских и всесоюзных художественных выставках он обратил на себя внимание интересными находками, глубоким смыслом, собственным лицом.

Рубрика: Текстиль

Отправить комментарий

You must be logged in to post a comment.

Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика