История возрождения гобелена (XX век)

Художник Жан Люрса

XX век стал веком нового расцвета этого вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали художники Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Решающую роль в возрождении гобелена сыграл художник Жан Люрса, он создал около 1000 картонов для гобеленов мастерской «Королевская мануфактура в Абюссоне».

Основным принципом работы художника были: невысокая плотность ткачества (как в средневековье); ограничение цветов; монументальность; декоративность; символичность композиции. Люрса заменил и сам подход к картону, эскиз не решался в цвете, на нем лишь обозначались номера окрашенной пряжи. Благодаря изменившемуся подходу к ткачеству и к назначению шпалеры мастера могли выткать за месяц 1 метр гобелена, это уменьшило стоимость шпалеры, а значит, появились заказчики.

Всю свою жизнь Жан Люрса возвращал к жизни утраченную популярность художественного ткачества, его единомышленники – художники Громэр, Сен-Санса, Ле Ду, Роббер произвели настоящую революцию в шпалерном искусстве. В 1972 году вышел альбом «Солнечные стены», посвященный гобеленам Жана Пикара Ле Ду. Более 500 гобеленов создал Сен-Санс.

К 60-м годам XX столетия интерес к гобеленам вырос настолько, что заниматься ткачествам начали сами художники, поэтому гобелен стал трансформироваться из плоского ковра в рельефный, а иногда и со скульптурными формами. В настоящее время существует большое количество мастерских и художников, работающих в этой технике, среди них художник-педагог Рудольф Хеймрат. Под его руководством сформировалась целая школа латышских художников, работающих в этом направлении: Э. Вигнере, Р. Богустова, Л. Постажа, А. Музе, Э. Розенбергс, И. Якоби и др. Основным отличием прибалтийской школы ткачества является сам материал, пряжа, художники различают ее особенности, принцип скрутки и ее окрас.

Подробнее »

Рубрика: Текстиль

Tags:

Фактуры во флористике

Фактуры во флористикеФактура (от лат. factura — «обработка, строение») — это характеристика поверхности. Она очень важна в искусстве составления плоскостных композиций, поскольку легко воспринимается глазом и вызывает разные ощущения — нежности, грубости, простоты, утонченности. Фактуры живых и засушенных растений разнятся. Их восприятие тесно связано с формой и цветом. На большой площади впечатление от фактуры более выразительно. Некоторые цвета — например коричневый или оливковый — усиливают грубость фактуры, серый и фиолетовый — смягчают, красный — подчеркивает гладкость. Контрастные по фактуре растительные материалы, разумеется, часто используются вместе, но требуют осторожного применения (на фоне грубого материала тонкий может зрительно «провалиться »). Гармоничное сочетание материалов помогает создать цельное, сильное звучание (шелковистые тюльпаны и такие же орхидеи создают впечатление атласной ткани, несколько грубых, но ажурных фактур вместе создают образ кружева, множество тонких прозрачных лепестков — акварельность). Помимо растительных, в коллажах используются другие материалы, и не в последнюю очередь для обогащения работы именно фактурами. Изначальная идея коллажа и состояла в том, чтобы «добавить фактуру — помочь краскам».  Ниже приведены яркие примеры растительных фактур.

Подробнее »

Эргономика в мебели

В ряде областей сегодня уже сложились определен­ные эргономические требования и нормативы. Так, мы знаем из мебельного конструирования, что высота рабо­чей плоскости письменного стола — 750 мм, сидения стула или табурета — 450 мм, кресла для отдыха — 350 мм, и т.д. И, несмотря, на смены художественных стилей и направлений, несущих с собой свои особенные формы и детали, материалы и конструкции, эти параметры, исхо­дящие из физических размеров человека, остаются прак­тически неизменными уже на протяжении длительного времени.

Так, американский дизайнер Уолтер Доруин Тиг построил модель пассажирского салона самолета «Боинг-707» в натуральную величину, чтобы определить для пассажиров нормы физического и психологического ком­форта, которые с тех пор остаются неизменными в авиа­ционной промышленности США.

При этом разработки в области эргономики продол­жаются. Они привели к созданию специализированной мебели, предназначенной для определенных функцио­нальных процессов. К такой мебели можно отнести зна­комое нам всем с детства и, зачастую, не с лучшей стороны, стоматологическое кресло. Его конструкция, с одной стороны, продиктована условиями организации процесса лечения зубов, с другой стороны — удобством участия в этом процессе пациента (форма подголовника, угол наклона спинки, фиксированная подставка для ног). Подробнее »

Дизайн — летопись развития техники и технологий

Понятия «прогресс» и «новые технологии» являются сегодня практически синонимами. Крупные открытия и научно-технические достижения сразу же находят свое отражение в дизайне в виде новых художественных форм и   новой типологии промышленных изделий, а зачастую и новой философии формообразования. Так, появление в середине 60-х годов пластмасс на основе синтетических полимеров, обладающих особой пластичностью в конст­руировании формы, высокими экономическими и эстети­ческими показателями, стало толчком к переосмыслению традиционного литья, штамповки и разработке новых технологий в индустриальном формообразовании — калан­дрирования, экструзионные методы, ротационное и вакуум-формования, различные методы напыления. На смену привычным формам из традиционных материалов — кера­мики, металла, дерева — пришли изделия из ярких и легких пластмасс, позволившие значительно расширить производство предметов быта, улучшить их внешний вид, сделать более практичными в эксплуатации. Объемы производства пластмасс в мире с 1979 по 1989 гг. выросли примерно в 5 раз. Особенно это коснулось пред­метов обихода: мебели, посуды, телевизионной и радио­аппаратуры, бытовых приборов, где вопросы современно­сти внешнего вида, моды и эстетики имеют особую ак­туальность.

Открытие парового двигателя, двигателя внутренне­го сгорания, реактивного двигателя не только расширили существующую типологию объектов дизайнерской дея­тельности, включив в нее целый ряд новых типов -автомобили, авиалайнеры, космические корабли, но и принесли с собой новые скорости и формы восприятия окружающей человека предметно-пространственной сре­ды. Возникло динамическое восприятие (непрерывная смена видовых картин перед зрителем, находящимся в движущемся транспорте). Подробнее »

Развитие мануфактур по ткачеству шпалер в Беларуси, России

Значительных успехов в XVIII в. В Беларуси достигло ткачество. В изделиях местных мануфактур утверждение классицизма видно раньше, нежели в других видах декоративно-прикладного  искусства.  Крупный вклад в европейское ткачество XVIII в. внесла слуцкая мануфактура "Персиарня". Белорусские мастера слуцкому поясу придали выразительное национальное своеобразие и оригинальность. Высокий художественный и технический уровень их исполнения принес мировую славу этой мануфактуре. Ее продукция вывозилась во многие страны мира. Замечательные памятники декоративно-прикладного искусства Белоруссии XII-XVIII вв., в которых умело взаимосвязаны орнаментика и форма предметов, подчеркнуты особенности материала, являются прекрасной школой мастерства для современных художников.

В Беларуси первые мастерские по производству шпалер — настенных безворсовых ковров — появились по инициативе Анны Радзивилл из рода Сангушек.

Сохранился фрагмент шпалеры конца XVIII века — “Битва под Славечной”. Известно, что выполнена она на Кореличской мануфактуре Радзивиллов.
Об авторе ее свидетельствует лишь две буквы в верхнем левом углу фрагмента — М. К. Очевидно, это одна из известных мастериц фабрики— Мария Кулаковская.

Кореличские шпалеры прославили ткачество Беларуси. Работы мастеров этой фабрики можно встретить в музеях Украины, Польши. Мануфактура в Кореличах была основана Михалом Казимиром Радзивиллом (Рыбонькой) и просуществовала с середины XVIII до первой  половины XIX века. Просвещенный XVIII век — период ее расцвета; создаются композиции “Император Карл V Габсбургский дарует Радзивиллам княжеский титул”, “Взятие в плен Станислава Михала Кричевского”, галерея портретов Радзивиллов.

Шпалера “Битва под Славечной” посвящена сражению близ Мозыря, на реке Славечне, между белорусской-украинскими повстанцами и польскими королевскими войсками под командованием Понятовского. Несмотря на то что изображенное на шпалере озаглавлено сражением, мы видим лишь два противопоставленных друг другу лагеря: на первом плане — сам Понятовский с всадниками и группа повстанцев — в глубине полотна. При всем кажущемся разнообразии сюжетов произведений подобного рода все они сводятся к двум видам — исторические композиции и портреты шляхтичей.

Подробнее »

Средства композиции в гербарии

Флористический коллажЦвета, соцветия и листья цветов в гербарии. В гербарии, предназначенном для цветосложения — составления плоскостных художественных композиций — должно быть большое разнообразие форм цветов и соцветий: округлые и удлиненные, волнистые и ажурные. Формы прессованных цветов по сути — это проекции естественных растительных форм. Шаровидные цветы становятся округлыми, трубчатые, воронко — видные, язычковые имеют после прессования удлиненную форму. Соцветия зонтичных имеют сетчатую, ажурную структуру, радиальные или веерообразные очертания. Метельчатые соцветия сохраняют после засушки перьеобразную форму.

Подробнее »

Страница 11 из 1612345678910111213141516
Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика