Гобелен – Барокко

Гобелен – БароккоФранция.

Мануфактура королев­ской меблировки зародилась в 1662 году в ка­честве важной составной части кольберовской системы меркантилизма. В этой по государственному организованной мануфактуре был сконцентрирован ряд небольших мастерских, которые могли удовлетворять постоянно рас­тущий спрос на гобелены независимо от нидер­ландских заведений. Мануфактура объединя­ла не только ткачей, хотя они и составляли в ней самую значительную часть, но всех за­нятых в оборудовании французских дворцов столяров, серебряных дел мастеров, литейщи­ков бронзовых украшений и т. д. Помещалась мануфактура на ручье Бьерв в предместье Сен-Марсель, где с XV века занималась крашением семья Гобелен. Постройки были куплены ко­ролем, а фамилия Гобелена стала обозначением коврового производства. В самом начале дея­тельности первого предпринимателя Яна Янса здесь работало до 67-и готлиссных станков. Первым художественным руководителем был живописец и рисовальщик орнаментов Шарль Лебрен, который обладал крупным организа­торским талантом, создавая свои произведе­ния в духе барочного универсализма и рисуя, кроме картин, архитектурные эскизы наравне с проектами декоративного оформления вну­тренних помещений.

В это время понятие о гобелене в корне меня­ется. Картон становится принудительным об­разцом, по большей части законченным живо­писным произведением, предназначенным для точного репродуцирования. Стиль Лебрена отправлялся от итальянского ренессанса, от Рафаэля и Пьетро да Кортона, а в фигурных композициях — от Рубенса, причем в духе ба­рочных принципов над одним картоном рабо­тало чаще всего несколько мастеров, каждый со своей задачей. Гобелен становится неотъемлемой частью архитектуры, ее членением и дополнением. Больше не висящий свободно на стене, а крепко натянутый на подрамник, он, подобно обоям, заполняет намеченное за­ранее место. Не раз помещения таким образом полностью обивались, так что, кроме подлин­ных больших гобеленов, можно встретить ткальные наддверники, междуоконники и отдельные связующие вещи. Так как картоны надо было воспроизводить самым доскональнейшим образом, процесс тканья утончается, причем из материалов наиболее годились для этой цели тонкий шелк и золотые нити при максимальном увеличении числа цветовых тонов и оттенков.

Подробнее »

Рубрика: Текстиль

Tags:

Поздняя готика. Гобелен

Франция.

Во второй половине XV века, после окончания войны с Англией, основная линия французского ткачества внезапно теряется. Возникают, однако, новые центры — в Туре и Туренской провинции. Париж переживает новый рас­цвет только в середине XVI века. Для Тура типичны длинные ковровые дорса­лии для скамей хора с рядом разделенных на полосы изображений, очень близких по своему стилю к П. Гренье. Фигурные сцены переме­щаются, однако, в обстановку позднеготической архитектуры, со многими просветами на заднем плане и богатой цветочной декора­цией на переднем. Такие церковные ковры вырабатывались до середины XVI столетия. О генезисе типичных туренских ковров ходит привлекательная версия. Происхождение их цветочных отделок (называемых и à fleurette или de mille fleures, объясняется обычаем, который и по сей день употребителен в сель­ской Франции в связи с праздником Тела Христова. Улицы, по которым двигалась страстная процессия, украшались занавесками с наколотыми на них настоящими цветами, потому и на гобеленах черный фон оказывает­ся густо усеянным мелкими цветочками, но только плоско стилизованными. Эта цветоч­ная декорация выступает задним планом по отношению к таким сюжетам, как домашний концерт или сцены охоты высшего общества. Здесь же создается знаменитый ковровый цикл «Дама с единорогом» (музей Клюни), причем тонкого живописного интереса испол­нены как цветы, так и придворное одеяние с его забранными обильными складками узорчатыми тканями.

В областях по берегам Луары, в Феллетене и Обюссоне, производились грубоватые работы, в каковом случае тонкий цветочный узор постепенно огрублялся, пока окончательно не застыл в безжизненном схематичном орна­менте. В форме подушек и занавесок эти работы еще долго продолжали жить в народ­ном искусстве.

Подробнее »

Рубрика: Текстиль

Tags:

История развития гобелена

История развития гобеленаДРЕВНИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Способ тканья, лежащий в основе гобелена, соотносится с самыми элементарными и бе­зусловно старейшими навыками текстильной выделки. В гробнице фараона Тутмоса IV около 1400 года до н. э. (Египет) была найдена льняная пелена с затканными разноцветными цветками лотоса и скарабеями (Каир, Египетский музей);

Ленинградский Эрмитаж хранит греческую ткань IV века до н. э. из гробницы в Керчи (Крым). С затканными тем же спосо­бом мотивами уток, маленькие же вставки разнообразной формы, украшенные фигур­ными и орнаментальными узорами, составляли часть коптского одеяния в период IV—Х веков. Но все это не более как неопределен­ная предыстория гобелена. Ничего доста­точно точного о применении таких тканей сохранившиеся фрагменты не говорят; на­сколько все же это имеет место, они указывают на функцию, в принципе отличную от позд­нейшего гобелена. Его подлинная история на­чинается в Германии, несмотря на то, что глав­ными претендентами на это выступают Фран­ция и Бельгия.

РОМАНСКИЙ ПЕРИОД.  Германия.

Са­мым ранним из дошедших до нас вещей (на­пример, стенной шпалере в церкви св. Гереона в Кёльне) недостает еще необходимой для всякого гобелена монументальной компози­ции. В очень грубом техническом исполнении, в меру примитивной окраски материала и до­вольно рыхлого переплетения они подра­жают каким-то образцам византийских шел­ковых тканей IX—Х века. Созданы они, вероятно, в XI веке на Рейне. Однако в под­линном смысле гобеленами предстают уже ковры из Гальберштадтского собора («Анге­лы», «Апостолы», «Карл»), свои мотивы заимствующие из романской стенной живо­писи. В это же время — в XII и в начале XIII вена — отдельные работы провинциального характера появляются в Скандинавии.

Подробнее »

Рубрика: Текстиль

Tags:

Понятие гобелена

Понятие гобеленаГобелен – вытканный  вручную  ковер, картина, шпалера.

Как и все первые вещи в мире, гобелены появились в Древнем Египте – их фрагменты были обнаружены в качестве обоев из египетских захоронений. Понятия «гобелен» еще не существовало, такие ткани назывались «коптскими».
Что примечательно, большинство приемов плетения, изобретенных в III–XII веках коптскими ткачами, используются и сегодня.

Слово шпалера пришло в русский язык из немецкого и итальянского в самом начале XVIII
века и, прежде всего, обозначало всевозможные выстроенные ряды (войск, деревьев, кустарников). И лишь позже название шпалера стали применять к рядам тканых ковров на стенах дворцов. Сегодня в искусствоведении термином шпалера обозначают все многообразие тканых безворсовых ковров с рисунком или с орнаментом.

В Европе шпалеры впервые появились в Германии, создавались они в небольших мастерских или в монастырях. Огромные тканые полотна служили не столько для украшения, сколько для утепления холодного каменного жилища.

Подробнее »

Рубрика: Текстиль

Tags:

Понятие «эстетика», «искусство»

Понятие «эстетика», «искусство»Понятие «искусство» — это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отражения действительности.

Эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и, прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимесис), чувственное выражение сверхчувственного и тому подобное.

Эстетикой также называют область философского знания, которая занимается исследованием красоты.

Подробнее »

Понятие декоративного искусства

Понятие декоративного искусстваДекоративное искусство  (от лат. decorо — украшаю) — один из видов пластических искусств. Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало.
Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.
Термин «декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий.

Декоративное искусство разделяется на:

монументально-декоративное искусство
(непосредственно связанное с архитектурой: витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах,  декоративная  садово-парковая скульптура и т. д.);

декоративно-прикладное искусство
(бытовые художественные изделия);

оформительское искусство (оформление празднеств, зрелищ, экспозиции и др.).

Подробнее »

Рубрика: Школа изо

Tags:

Страница 15 из 1612345678910111213141516
Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика