Конструирование объектов дизайна

Конструирование объектов дизайна

Конструкция всегда предшествует художественной форме, которая не может возникнуть без нее. Отто Вагнер

Конструирование формы в дизайне занимает важ­нейшее место, во многих случаях это понятие становится синонимом понятия «Дизайн». Не случайно многие годы у нас в стране дизайнера называли художником-конст­руктором. При этом конструирование в дизайне имеет свои особенности.

Разнообразие видов конструкций в дизайне

Сегодня без дизайна трудно представить какую-либо сферу человеческой деятельности. Все, начиная от мебели, моделей одежды и кончая конструкцией совре­менного автомобиля и космического корабля, является продуктом труда дизайнера.

Такое разнообразие видов деятельности дизайнера предполагает широкий спектр конструктивных решений, зависящих от технологии производства и используемых материалов, функционального назначения изделия, об­разной идеи и современных технических возможностей. Подробнее »

Баухауз в Дессау 1925-1932 гг.

Переезд из славного своими культурными традици­ями Ваймара в город молодой авиационной и химической промышленности Дессау состоялся весной 1925 года. Здесь Вальтер Гропиус получил возможность спроектировать новую резиденцию Баухауза.

Программа строительства комплекса Баухауза вклю­чила возведение главного здания Баухауза и домов с мастерскими преподавателей.

Главное здание представляет собой композицию из двух пересекающих друг друга на различных уровнях Г-образных корпусов с производственными мастерскими, учебными аудиториями, административными помещения­ми. Учебно-административные корпуса соединяются од­ноэтажным соединительным крылом с шестиэтажным блоком интерната. В соединительном крыле помещаются зал для собраний, столовая и сцена, все эти помещения могут образовывать единый зал, в который можно пройти из главного вестибюля школы. Проходы и опоры придают всему комплексу легкость, которую еще больше усили­вают стеклянные стены. Подробнее »

Баухауз. Исторический экскурс

Баухауз осознал, что мы живем в новую индустриальную эпоху, и проповедовал, что любой дизайн — от пепельницы до плана города — должен отражать этот образ жизни. Ээро Сааринен

Баухауз — крупнейшее явление в мировой художественной культуре, широко известная архитектурно-художественная школа дизайна. Баухауз является одним из основоположников современного формообразования в дизайне.

Создан Баухауз в 1919 году в небольшом немецком городе Ваймаре (Weimar), культурном центре Саксонии, в результате реорганизации существовавших здесь Академии прикладных искусств и Школы изящных искусств как государственное учебное заведение нового типа. Его основателем и первым директором был молодой талантливый берлинский архитектор Вальтер Гропиус.

Возникновение и становление Баухауз тесно связаны с общественным переворотом, начавшимся в конце и результате первой мировой войны. Германия испытывала серьезный экономический кризис. Пришедшая в упадок экономика нуждалась в кардинальных преобразованиях. Стремление страны, отставшей от многих других с вы ходом на арену борьбы за рынки, побуждало всерьез обратиться к проблеме качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Уровень их был так низок, что правительство Великобритании в целях протекцио­низма потребовало обязательного проставления на немец­ких товарах знака «Сделано в Германии», уверенное, что он сам по себе отвратит английского покупателя. Подробнее »

«ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН» — Высшие художественно-технические мастерские

После 1917 г. была осуществлена также реорганизация всей системы художественного образования в стране. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа — Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя.

В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые затем в 1920 году были слиты во ВХУТЕМАС — Высшие художественно-технические мастерские. В 1927 году они были реорганизованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году на его основе созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного  института.

Целью ВХУТЕМАСа была «подготовка художников — мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического  образования».

ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов — живописного,  скульптурного.

Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров   («инженеров-художников»)   шел   сложный процесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельности дизайнера, уяснения роли дизайнера в фор­мировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования.

Обучению студентов на всех факультетах предше­ствовала общая художественная подготовка. Преподава­ние в Мастерских велось по концентрам (направлениям): графический, плоскостно-цветовой, объемно-простран­ственный, пространственный. Дисциплины: «Графика», «Цвет», «Объем» и «Пространство» преподавались студен­там всех специализаций. Тем самым закладывался как бы единый фундамент художественных средств формо­образования для «инженеров-художников» всех отраслей промышленности. При этом на пропедевтичес­ких курсах уже закладывалась определенная професси­ональная ориентация и, прежде всего, это выражалось в отношении к материалу. Основным художественным ма­териалом архитектуры считалось пространство. Пионеры советского дизайна в своих поисках средств художе­ственной выразительности обращались прежде всего к конструкции. В материале пропедевтических упражнений они видели не только определенную физическую суб­станцию — глину, гипс, масло, гуашь, акварель и т.д., но и элементы построения формы — объемы, плоскости, линии, которые становились средством построения конструкции. И уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта.

Во ВХУТЕМАСе был введен макетный метод проек­тирования. Его автор Н. Ладовский считал, что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно-простран­ственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме, и лишь затем переносить отработанную в объеме композицию на бумагу. Такой метод помогал расковать фантазию на этапе выработки новых приемов средств выразительности. Подробнее »

Становление российского дизайна. ВХУТЕМАС

Архитектурно-художественное   творчество   в послереволюционной  России

Ветер перемени в России, принесенный Октябрьской революцией, коснулся и искусства. Отрицание канонов прошлого требовало активных поисков новых адекватных замен, отвечающих новым революционным идеалам. По­иски и эксперименты в искусстве привели к развитию авангардных течений: футуризм в поэзии и литературе, кубизм, суприматизм — в живописи, конструктивизм — в архитектуре.

Если в Западной Европе формирование дизайна в начале нашего века стимулировалось, прежде всего, стрем­лением промышленных фирм повысить конкуретоспособность своих изделий на рынке, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн беретсвои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искус­ствоведов). Подробнее »

Петер Беренс и немецкий функционализм начала XX в

Зарождение и развитие функционализма в Германии связано с влиянием технического прогресса на окружающую среду, с развитием крупных промышленных концернов и усилением роли их руководителей в государственной политике, переосмыслением значения искусства в XX веке. С образованием в Германии в начале XX в. крупных монополий при участии предпринимателей, банков и правительственных кругов начал быстро складываться союз художников и промышленников. В целях повышения качества промышленной продукции в 1907 году при поддержке официальных кругов был создан Германский Веркбунд («производственный союз»), объединивший ряд художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов.

Уже через три года после своего основания Германский Веркбунд с успехом выступил в ряде международных выставок, показывая экспонаты, формы которых уже были сознательно построены с учетом логики современного промышленного производства. В центре внимания ежегодных конгрессов Веркбунда были дискуссии об эстетической сущности форм технических изделий и влиянии стандартизации на развитие искусства. Один из создателей Германского Веркбунда — известный немецкий архитектор Герман Мутезиус (1861-1927) отмечал, что художники из мастеров декоративного орнамента превратились в творцов тектонических форм и перед ними встала задача поиска новых форм, отвечающих условиям машинного производства. Тем самым художник, с одной стороны, получил возможность влиять на повышение качества машинных изделий, приближая к искусству фабричное производство, а с другой стороны, он должен жертвовать определенной частью художественных задач, приближаясь к проблемам формообразования в соответствии с уровнем современной ему техники. При этом Г.Матезиус особое внимание уделял воспитанию нового вкуса у потребителя через преобразование его быта, окружающих интерьеров. Подробнее »

Страница 7 из 1612345678910111213141516
Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика