Современные белорусские художники

Современные белорусские художникиНародный художник Республики Беларусь Александр Михайлович Кищенко родился в 1933 году в России, учился на Украине, творческий путь его неразрывно cвязан с Белоруссией, жил в Минске.

Людмила Петруль выбирает романтические, поэтичные сюжеты для своих работ. Она ставит своей целью передать настроение через пластичность линии, контрастность цвета (гобелены «Триолет», «Созвучие», «Сонет» и др.). Многие гобелены художницы созданы по мотивам поэтического творчества Максима Богдановича и Янки Купалы. Ее произведения очень разнообразны по выбору сюжетов, колористическим решениям и техническим приемам. Для усиления выразительности образного решения своих работ художница создает рельефные, объемные гобелены с использованием не только ткачества, но и плетения, вышивки, включения в полотно разнофактурных ниток, деталей.

Художественные тенденции современного гобелена.

Современный белорусский гобелен в одинаковой степени можно отнести как к декоративному, так и к монументальному искусству. Он обращается к самому  широкому кругу образцов значительного государственного содержания. В зависимости от характера предназначения его можно поделить на три основных вида:

Подробнее »

Рубрика: Текстиль

Tags:

История становления современного белорусского гобелена

История становления современного белорусского гобеленаВ 1964 г. Впервые в республике при Белорусском государственном театрально-художественном институте была открыта кафедра оформления художественных тканей. Через несколько лет на художественных выставках, в оформлении государственных интерьеров появились интересные работы выпускников. Успешному развитию художественного ткачества содействовал также открытый в начале 70-х годов в Борисове гобеленный цех на базе комбината прикладного искусства Художественного фонда БССР.

В начале становления советского гобелена художники, в том числе и белорусские, осваивали пластический язык, активно использовали средства и приемы живописи, с которой гобелен был связан на протяжении столетий. Следующим этапом в его развитии было увлечение фактурой и пластическими эффектами тканой поверхности. Художники много экспериментировали: красили нитки старым домашним способом, делали краску с листьев, коры, корней и д.р., применяли новые материалы – лен, синтетику, люрекс.  Вводилась более свободная система переплетения, которая раскрывает и основу, и саму структуру ткани. Обогатилась технология и за счет новых техник, в том числе вязания, плетения и др. Стремление приспособить структуру ткани к интерьеру стало решающим гобелен стал восприниматься не только как часть стены. В ходе дальнейших экспериментов он превращался в «текстильную структуру», стал подчиняться законам не только ткачества и живописи, но и пластики, которая опирается на новое восприятие пространства, времени и внутренней структуры предмета. Гобелен вернул потерянную в XIX веке идейную и монументальную сущность, которую имел в XVII-XVIII вв. За относительно короткий срок появились интересные работы, которые позволяют говорить о создании в Беларуси монументального гобелена государственного звучания.

Подробнее »

Рубрика: Текстиль

Tags:

История возрождения гобелена (XX век)

Художник Жан Люрса

XX век стал веком нового расцвета этого вида декоративно-прикладного искусства. Картоны для гобеленов создавали художники Фернан Леже, Сальвадор Дали, Василий Кандинский. Решающую роль в возрождении гобелена сыграл художник Жан Люрса, он создал около 1000 картонов для гобеленов мастерской «Королевская мануфактура в Абюссоне».

Основным принципом работы художника были: невысокая плотность ткачества (как в средневековье); ограничение цветов; монументальность; декоративность; символичность композиции. Люрса заменил и сам подход к картону, эскиз не решался в цвете, на нем лишь обозначались номера окрашенной пряжи. Благодаря изменившемуся подходу к ткачеству и к назначению шпалеры мастера могли выткать за месяц 1 метр гобелена, это уменьшило стоимость шпалеры, а значит, появились заказчики.

Всю свою жизнь Жан Люрса возвращал к жизни утраченную популярность художественного ткачества, его единомышленники – художники Громэр, Сен-Санса, Ле Ду, Роббер произвели настоящую революцию в шпалерном искусстве. В 1972 году вышел альбом «Солнечные стены», посвященный гобеленам Жана Пикара Ле Ду. Более 500 гобеленов создал Сен-Санс.

К 60-м годам XX столетия интерес к гобеленам вырос настолько, что заниматься ткачествам начали сами художники, поэтому гобелен стал трансформироваться из плоского ковра в рельефный, а иногда и со скульптурными формами. В настоящее время существует большое количество мастерских и художников, работающих в этой технике, среди них художник-педагог Рудольф Хеймрат. Под его руководством сформировалась целая школа латышских художников, работающих в этом направлении: Э. Вигнере, Р. Богустова, Л. Постажа, А. Музе, Э. Розенбергс, И. Якоби и др. Основным отличием прибалтийской школы ткачества является сам материал, пряжа, художники различают ее особенности, принцип скрутки и ее окрас.

Подробнее »

Рубрика: Текстиль

Tags:

Развитие мануфактур по ткачеству шпалер в Беларуси, России

Значительных успехов в XVIII в. В Беларуси достигло ткачество. В изделиях местных мануфактур утверждение классицизма видно раньше, нежели в других видах декоративно-прикладного  искусства.  Крупный вклад в европейское ткачество XVIII в. внесла слуцкая мануфактура "Персиарня". Белорусские мастера слуцкому поясу придали выразительное национальное своеобразие и оригинальность. Высокий художественный и технический уровень их исполнения принес мировую славу этой мануфактуре. Ее продукция вывозилась во многие страны мира. Замечательные памятники декоративно-прикладного искусства Белоруссии XII-XVIII вв., в которых умело взаимосвязаны орнаментика и форма предметов, подчеркнуты особенности материала, являются прекрасной школой мастерства для современных художников.

В Беларуси первые мастерские по производству шпалер — настенных безворсовых ковров — появились по инициативе Анны Радзивилл из рода Сангушек.

Сохранился фрагмент шпалеры конца XVIII века — “Битва под Славечной”. Известно, что выполнена она на Кореличской мануфактуре Радзивиллов.
Об авторе ее свидетельствует лишь две буквы в верхнем левом углу фрагмента — М. К. Очевидно, это одна из известных мастериц фабрики— Мария Кулаковская.

Кореличские шпалеры прославили ткачество Беларуси. Работы мастеров этой фабрики можно встретить в музеях Украины, Польши. Мануфактура в Кореличах была основана Михалом Казимиром Радзивиллом (Рыбонькой) и просуществовала с середины XVIII до первой  половины XIX века. Просвещенный XVIII век — период ее расцвета; создаются композиции “Император Карл V Габсбургский дарует Радзивиллам княжеский титул”, “Взятие в плен Станислава Михала Кричевского”, галерея портретов Радзивиллов.

Шпалера “Битва под Славечной” посвящена сражению близ Мозыря, на реке Славечне, между белорусской-украинскими повстанцами и польскими королевскими войсками под командованием Понятовского. Несмотря на то что изображенное на шпалере озаглавлено сражением, мы видим лишь два противопоставленных друг другу лагеря: на первом плане — сам Понятовский с всадниками и группа повстанцев — в глубине полотна. При всем кажущемся разнообразии сюжетов произведений подобного рода все они сводятся к двум видам — исторические композиции и портреты шляхтичей.

Подробнее »

Происхождение названий ковров

Происхождение названий ковровОбозначение ковра (покрывала, скатерти) в греческом языке — tapes и в латыни — tapetum дало название изделиям художественного текстиля в западноевропейских языках: французское tapisserie, английское tapestry, немецкое Bildteppich. Однако в русском языке такого единства нет. Здесь равноправно существуют два термина: “шпалера” и “гобелен”. Но если в бытовом употреблении эти термины никак не различаются, то искусствоведение их строго различает. Слово шпалера пришло в русский язык из немецкого и итальянского в самом начале XVIII века и, прежде всего, обозначало всевозможные выстроенные ряды (войск, деревьев, кустарников). И лишь позже название шпалера стали применять к рядам тканых ковров на стенах дворцов. Сегодня в искусствоведении термином шпалера обозначают все многообразие тканых безворсовых ковров с рисунком или с орнаментом.

Гобеленами же первоначально называли изделия знаменитой, основанной в XVII веке, мануфактуры Гобеленов в Париже. Продукция этой мануфактуры очень скоро стала столь популярной в Европе, что некоторое время термином гобелен обозначали все изделия, выполненные в технике шпалерного ткачества.

Жаккард  Жозеф  Мари

Французский ткач Жозеф Мари Жаккард в 1801 году придумал способ автоматического контроля за нитью при работе на ткацком станке. Способ заключался в использовании специальных карточек с просверленными в нужных местах (в зависимости от узора, который предполагалось нанести на ткань) отверстиями. Таким образом, он сконструировал прядильную машину, работу которой можно было программировать с помощью специальных карт. Так ненароком были изобретены перфокарты. Работа станка программировалась при помощи целой колоды перфокарт, каждая из которых управляла одним ходом челнока. Переходя к новому рисунку, оператор просто заменял одну колоду перфокарт другой. Создание ткацкого станка, управляемого картами с пробитыми на них отверстиями и соединенные друг с другом в виде ленты, относится к одному из ключевых открытий, обусловивших дальнейшее развитие вычислительной техники.

Подробнее »

Французские ковры «Мильфлеры»

В XIV–XV вв. ведущим городом по производству шпалер был Париж, затем Турин. С этого момента название шпалер меняется, ковры теперь называют мильфлеры (в переводе с французского «тысяча цветов»). Название выбрано не случайно, все сюжеты мильфлер располагаются на индиго-зеленом или красном фоне с россыпью цветов, букетов, ягод. Сюжет ковров не только библейский, это и сцены из реальной жизни людей, а также сюжеты средневековой литературы. Производили мильфлеры как кустарные мастера, мелкие ремесленники, так и крупные мануфактуры, поэтому уровень качества был достаточно различным. Если проводить сравнительный анализ мильфлер со шпалерами, можно сказать, что в технологии ткачества французские мастера достигли лучших результатов: на сравнительно небольшой плотности основе рисунок ковра поражает проработанностью деталей. Фигуры людей и животных не такие угловатые, как в немецких шпалерах, мастерам мильфлера удается выткать очень мелкие детали сюжета: бутоны цветов, мелкие ягоды, детали одежды, мимику лица… Колористическое решение ковров тоже значительно изменилось. Складки одежды, растительные мотивы передаются в мягких цветовых и тоновых нюансах. Особенно интересен фон, на котором разворачиваются сюжеты. Он смотрится как кружевной ажур, его можно рассматривать отдельно от сюжета, но в то же время он не мешает и не отвлекает внимание зрителя от основной мысли мильфлера. Как и большинство произведений искусства готического периода, все сюжеты ковра имели иносказательный смысл. Порой за простой сценой жизни людей прочитываются целые романтические баталии. Так, изображая куропаток, уток, соловьев, художники олицетворяли весну, любовь, помолвку, семью. Цветы – гвоздики, незабудки, анютины глазки – были средством объяснения в любви …

Самая прославленная серия мильфлеров хранится в музее Клюни в Париже, называется она «Дама с Единорогом». Известны также мильфлеры с изображением сцены из жизни сеньоров.

Подробнее »

Рубрика: Текстиль

Tags: ,

Страница 1 из 3123
Полезное в сети

© 2009-2016 | Дизайн и пошив штор - http://yx-design.ru

Яндекс.Метрика